П.Брег
«Чтобы наслаждаться бесконечным здоровьем,
надо работать над собой».
МБУ «Центр психолого-педагогической помощи «Доверие» Азовского района под руководством директора Любови Ивановны Павленко за время многолетней работы приоритетным направлением своей работы считает сотрудничество с образовательными учреждениями Азовского района. Педагогический коллектив давно работает с обучающими образовательных организаций района по воспитанию здорового образа жизни. Основная задача этой работы – сформировать положительный образа человека, который ощущает радость и счастье жизни от того, что ведет здоровый образ жизни.
В ходе работы с детьми используются приемы и способы: диалоги, обсуждение, работа в группах, анкетирование, дискуссии.
В мае-июне прошлого года педагоги проводили дистанционный конкурс «Мы за здоровый образ жизни» среди обучающихся Азовского района, включая воспитанников детских садов. Ребята активно приняли участие и подошли к участию творчески: были созданы плакаты, буклеты, видеоролики.(Шаршов Виталий, Новотроицкая ООШ)
С педагогами -психологами образовательных организаций, учителями-логопедами, социальными педагогами разработаны и проведены педсоветы, родительские собрания, классные часы о здоровье физическом, психологическом, нравственном, так как и в школе, и в семье должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.. Вместе с родителями сделали выводы, что прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании родителями и педагогами таких методов и приемов, которые происходят в обстановке доверительных отношений, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
Очень радует, что у наших детей в творческих работах есть замечательные мысли, цитаты: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе»; «Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других».
Педагоги Центра, общаясь с подростками школ Азовского района, обратили внимание, что говоря фразу «здоровый образ жизни» подростки чаще называют: занятие физкультурой, отказ от вредных привычек. Из опросов школьников на протяжении нескольких лет на тему «что вы считаете главным в своей жизни» ребята в большинстве своем раньше ставили на первое место материальное благополучие, карьеру, обучение на престижную профессию, а здоровье было на 4-5 месте. Обобщая ответы учащихся, нам приятно отметить, что здоровье становится для школьников более важным и заметно сдвинулось на первые позиции. Мы всегда желаем, чтобы дети были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение - наше будущее, научились укреплять свое здоровье.
В этом году специалисты Центра совместно с врачом наркологического диспансера Рясковой Татьяной Рудольфовной проводят дистанционные профилактические мероприятия с учащимися школ Азовского района «Что такое здоровье?» Прошли мероприятия в Орловской, Гусаревской, Головатовской, Новомирской, Кугейской школах, в апреле запланированы – в Маргаритовской и Елизаветинской школах. В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников. Выражая уверенность в том, что здоровый образ жизни будет становится все более популярным среди подростков.
Психологи Центра на занятиях с детьми в тренинговых упражнениях находят приемы, которые помогают ребятам противостоять вредным привычкам, помогают школьникам четко формулировать аргументы против вредных привычек: молодость и внешний вид, здоровье и долголетие, потраченное время, забота о близких.
Немаловажное значение имеет психологическое здоровье - этот вывод делают самостоятельно старшеклассники все чаще. В дискуссиях и психологических упражнениях подростки дают пояснения терминам, словам, которые не так часто встречаются в повседневной жизни: «саморегулирование», «гармония личности», «адаптированность к обществу» и др. В конце занятия у ребят формируется понятие «психологического здоровья» и они перечисляют критерии этого понятия: оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, позитивное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, саморазвитие, способность к творчеству.
Пример нравственного здоровья и морального благополучия наши школьники показали в районном конкурсе «Имею право!», который прошел в феврале-марте этого года. Большое количество учащихся школ Азовского района приняли участие. Ребята отлично справились с заданиями и победителей выбрать было совсем не просто! Особенно приятно было читать сочинения ребят «Почему надо жить, соблюдая правила и законы». Ответы подростков радуют своей глубиной и положительным настроем и им небезразлично, в каком ЗАВТРА они будут жить!