20.10.2016 прошло методическое объединение педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.
Тема: "Внедрение ФГОС в ОУ".
1. Использование современных психолого-педагогических технологий в образовании. (педагог-психолог Черножукова Н.Г.)
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ по ФГОС в ОУ. (зам.директора Легкая Н.П., учитель-логопед Ковальская Г.Л.)
3. Обзор материала по итогам всероссийской научно-практической конференции в г. Москве. (учитель-логопед Власенко Ю.А.)
4. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в ОУ по ИПРА. (учитель-логопед Ковальская Г.Л.)
«Использование современных психолого-педагогических технологий».
Составила педагог-психолог МБУ ЦППМСП «Доверие»
Азовского района Черножукова Н.Г.
Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации новых дидактических подходов.
Одна из острейших школьных проблем – отчуждение содержания обучения от ребёнка. У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия большинства обучающихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разрозненными. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удаётся. Остаётся надежда на внутреннюю мотивацию учащихся, на познавательную активность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность обучающихся.
Следующая проблема – недостаточно эффективная работа учреждения образования по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Для социализации человека в современном мире выпускникам школ необходимо владеть рядом компетенций: организационных, деятельностных, интеллектуальных, коммуникативных и информационных.
Но традиционное обучение ориентируется, в основном, на усвоение обучающимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом является ведомым, работает по заданию учителя, часто выполняет действия, которые опережают выполнение у него понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребёнка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
Еще одна проблема - проблема профессионального дискомфорта педагогов. Она связана с неудовлетворённостью как самим образовательным процессом, который они организуют на уроках и во внеурочной деятельности, так и его результатами. Ответы учащихся, результаты контрольных работ, ЕГЭ очень часто не радуют педагогов. Учитель старается, прилагает большие усилия, тратит много личного времени, а коэффициент полезного действия не высок. Педагог понимает, что, усваивая новые знания, учащийся учиться быть потребителем, становиться, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Учитель осознаёт необходимость учить как-то по-иному, пытается применять те или иные приёмы, но не всегда достигает желаемого результата. Здесь может возникнуть проблема преодоления консерватизма в мышлении педагога.
Ещё одна проблема – это «недополучение» многими выпускниками школ тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов вузов. Действительно, многие школьники учатся ниже уровня их возможностей. Тут необходимо повышение результативности образовательного процесса за счёт изменения подходов к его организации, введения инновационных образовательных технологий.
Понятие «технология» (от греческих слов techne – искусство, мастерство, умение; logos – учение, наука) – совокупность методов и приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Если ранее пользовались терминами «педагогическая технология» или «технология обучения» - «строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов». На сегодняшний день используется термин «образовательная технология». Она является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у обучающихся. Целями образовательной технологии является не только полное усвоение совокупности знаний и способов деятельности по учебному предмету, овладение которыми требует учебная программа, но и формирование универсальных способностей учащихся.
В настоящее время в литературе описано множество технологий.
Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе педагог-психолог использует ряд технологий:
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- личностно-ориентированные технологии
Рассмотрим данные технологии подробнее.
Здоровьесберегающие технологии.
Многие дети имеют хронические заболевания:
снижение зрения;
нарушение речи;
нарушение осанки, сколиоз;
заболевание;
ВСД;
дерматит;
заболевание ЦНС.
По мнению врачей, многие болезни школьников имеют дидактогенный характер. Так у 55% учащихся проявляется страх получить плохую отметку, неудачно ответить у доски, не решить задачу, получить плохую отметку за контрольную работу… Страх препятствует проявлению творчества ребёнка. Часто инициатива гасится боязнью нарушить требования учителя. Сильно сказывается на самочувствии детей учебная перегрузка, психологический дискомфорт на уроках.
Наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Направления здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое количество различных гимнастик:
-гимнастика для глаз;
-гимнастика дыхательная;
-гимнастика пальчиковая;
-подвижные и спортивные игры;
-динамическая пауза;
-релаксация
Технологии обучения ЗОЖ
-коммуникативная игра
- игротерапия, игротренинги
-массаж и самомассаж
Коррекционные технологии
-технологии музыкального воздействия;
-сказкотерапия;
-логоритмика;
-цветотерапия;
-арт-терапия.
- психогимнастика
Информационно-коммуникационные технологии.
Богатейшие возможности предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия информации – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.
Работа педагога-психолога осуществляется по нескольким направлениям: диагностика, консультирование, коррекионно-развивающая работа, организационно-методическая работа, психологическое просвещение.
Диагностическая работа.
Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. Система автоматизированной диагностики состоит из:
конструктора тестов,
компьютерной диагностики,
программ обработки информации.
Конструкторы тестов. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг.
В Интернете есть находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста:
Компьютерная диагностика. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной; сокращает время на интерпретацию; проведение как индивидуальной, так и групповой формы; результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.
Обработка информации
В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные детей в систему.
Консультирование и просвещение.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися. CD-фильмы, Веб-сайт, Сетевое взаимодействие, Медиапрезентации.
В создании презентаций незаменима программа Power Point.
В интернете вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.
Коррекционная и развивающая работа.
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Развивающие игры. Логические игры, познавательные игры и прочие. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.
Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия.
Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.
Мультстудии. Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash.
Психологические компьютерные программы
Программы аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.
Организационно-методическая работа
В организационно-методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.
• Составление отчетов, результатов тестирования
Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, учителей и родителей форме.
Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др.
Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли.
• Фиксация и хранение результатов
Вести электронный журнал педагога-психолога с помощью программ Access и Excel.
• Электронная библиотека
• Психологические паспорта детей. Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных.
Дополнительные возможности
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета
• Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога»); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике.
• Дистанционное обучение.
• Участие в вебинарах.
• Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в Интернете).
Личностно – ориентированные технологии
- ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье в образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.