МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»
Принято:
Педагогическим советом
Протокол от ______ № ___
Общеобразовательная дополнительная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической и медико-социальной направленности
«Преодоление фонетико-фонематического
недоразвития речи»
для дошкольного возраста
Авторы д.п.н.Т.Б. Филичева, д.п.н. Г.В. Чиркина
Азовский район
2012г
Пояснительная записка
Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 5—7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Программа составлена по программе «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста», авторами которой являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Опыт учителей-логопедов, работающих в РЦД и К «Доверие» показал, что количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи неуклонно растет. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей дошкольного возраста. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения. Полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.
Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и создание предпосылок к формированию навыков письменной речи у дошкольников.
Задачи программы:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического восприятия;
- обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
- выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение ударного звука и слога;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие слуховых дифференцировок (дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Адресат программы: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5- 7 лет.
Концептуальность программы.
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Содержание программы определено с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:
- от простого к сложному,
- систематичность;
- доступность материала;
- повторяемость материала.
Программа разработана на 25 занятий.
Форма занятий: индивидуальная и групповая.
Несмотря на последовательное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Превалирующая роль при этом принадлежит решению задачи текущего этапа коррекционной работы.
Коррекционная работа включает в себя три этапа:
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
- работе на лексическом уровне;
- формирования синтаксического уровня речи.
В начале цикла занятий логопед проводит обследование речи дошкольников, заполняет речевую карту. Диагностический материал соответствует речевой карте, которая используется для обследования данной группы детей.
Коррекционная работа включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Предусмотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.
На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям.
Используемые технологии сопровождения:
- углубленное индивидуальное обследование речи детей;
- анализ особенностей развития речи детей, выявляемых в результате мониторинга;
- оценка уровня речевого развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;
- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;
- оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка.
Диагностический материал: О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда».
Эффективность данной работы отслеживается по следующим критериям:
- нормализация звукопроизношения;
- сформированность фонематического слуха;
- расширение словарного запаса;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность процессов анализа и синтеза.
Методы и методики коррекции:
Гибкое применение традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики, музыко- и арттерапии. При этом используется щадящий режим, индивидуальный подход, доброжелательность, педагогическая поддержка.
Формы логопедического воздействия: групповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию ошибок в письменной речи, развитие психических процессов.
Направления реализации программы:
• Логопедическая диагностика.
• Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
• Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
• Индивидуальные консультации
• Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия
• Наглядная агитация, консультации и форум на сайте учреждения
Планируемые результаты освоения дополнительных образовательных программ:
- нормализация звукопроизношения;
- сформированность фонематического восприятия;
- сформированность слуховых дифференцировок;
- сформированность фонематического анализа и синтеза;
- расширение лексического запаса слов;
- сформированность навыка слогового чтения.
Динамика и результаты исправления дефекта фиксируются в речевой карте и в отдельном листе «Сведения о результативности реализации дополнительной образовательной программы».
Использованная и рекомендуемая литература:
1.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
2.Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.
4.Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.
5.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.
6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.
7.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
8.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
9.Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.