МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом пр. от №
Протокол от № директор РУД и К «Доверие»
Общеобразовательная дополнительная
коррекционно-развивающая программа
психолого-педагогической и медико-социальной направленности
« Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Для обучающихся начальной ступени
Автор: Овчарова Р.В.
Адаптирована учителем-дефектологом
РЦД и К «Доверие» Донской С.Ю.
Азовский район
2012 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Сопровождение учащихся с ЗПР в нашем РЦД и К «Доверие» показывает, что среди факторов, обуславливающих возникновения трудностей при обучении в школе, наиболее часты: отягощенность раннего периода развития, задержки формирования познавательных процессов (мышление, речь), моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния здоровья.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития приходятся на недостаточность познавательных процессов – недостаточность восприятия, его дифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентировки; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.
Неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления характерно детям с ЗПР.
Дети в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
Данная программа «Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья», рекомендуемая для обучающихся начальной ступени (автор Овчарова Р.В.) позволяет компенсировать недостатки недоразвития психических функций и преодолеть трудности в обучении.
Направленность программы.
Программа направлена на развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР и детей, испытывающих трудности в обучении
Цели данной программы:
- восполнение пробелов в развитии познавательной деятельности;
- формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала;
Задачи программы:
Формирование следующих познавательных функций:
- внимание;
- пространственное восприятие и анализ;
- пространственные представления;
- зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
- зрительная и слуховая память;
- мыслительная деятельность;
- воображение;
- развитие мелкой моторики
Концептуальное обоснование:
Для успешного обучения и усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков ребенку необходимы достаточно сформированные психические процессы, которые должны послужить своеобразным фундаментом для преодоления трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста
Ожидаемые результаты:
- увеличение объема внимания, уровня распределения и избирательности внимания, усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания;
- усвоение пространственных отношений ( на, над, под, за и т.д.)
- сформированность зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- способность к воссозданию мыслительных образов
- способность устанавливать связи между элементами материала;
-сформированность образного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического мышления;
- сформированность приемов учебной деятельности (умение действовать по правилу, приемы самоконтроля, произвольность);
- сформированность воображения;
- достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук.
Критерии эффективности:
Реализация данной программы предполагает входное, промежуточное и итоговое тестирование. Анализ результатов диагностического исследования позволит сделать вывод об успешности реализации данной программы. Результативность предполагается отслеживать с помощью диагностик уровня развития познавательных процессов, количественный и качественный анализ позволит судить об эффективности реализации данной программы.
Критериями эффективности являются:
- положительная динамика в развитии познавательных процессов;
- положительная динамика в учебной деятельности;
- заинтересованность в учебной деятельности;
Содержание программы
Структура.
Коррекционно-развивающая программа представляет собой систему комплексного развития познавательных способностей у учащихся 1-4 классов. В занятия включены задания, упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, мелкой моторики, а также упражнения на релаксацию.
Программа для учащихся 1-3 классов включает по 21 занятию, для учащихся 4 классов – 25 занятий.
Все занятия имеют следующие части:
- Вводная часть
- Основная часть
- Итог
Этапы реализации программы:
I этап: диагностический
II этап: коррекционно-развивающий
III этап: отслеживание динамики развития
Условия реализации программы:
- длительность реализации программы 2 месяца;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
-обучение в щадящем режиме (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического развития, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- использование современных педагогических технологий;
- учет возрастных, физиологических и психологических особенностей детей
Условия проведения занятий:
- групповая и индивидуальная работа;
- проведение занятий 2 раза в неделю;
- продолжительность занятий 30-40 минут
Методический материал.
Методические рекомендации:
Эффективность применения заданий, включенных в занятие, будет особенно высокой, если, с одной стороны, опираться на онтогенетические закономерности формирования соответствующих функций, а с другой – учитывать уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из учеников группы.
При проведении занятий педагог должен соблюдать этические нормы взаимодействия с детьми данного возраста, проявлять такт и профессионализм, помнить о целевом назначении коррекционно-развивающей и профилактической работы. Кроме этого необходимо:
- создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога, ребенка и родителя;
- создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
- выявление и анализ причин трудностей, связанных с обучением;
- информирование родителей и педагогов о причинах неуспеваемости и способах её устранения;
- обучение родителей и педагогов способам конструктивного взаимодействия с учащимися имеющими трудности в обучении и имеющими ЗПР
Диагностический инструментарий:
Все виды диагностики: входящая, промежуточная и итоговая проводятся индивидуально за рамками программы.
Используемые методики:
- Семаго М.М. «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» (диагностический материал)
Исследование познавательных процессов:
1.Зрительное восприятие
Методики: - «Узнавание перечеркнутых изображений»;
- «Узнавание недорисованных изображений»
2.Слуховое восприятие
Методика: - «Сосчитать количество ударов»
3.Пространственная ориентировка
Методики: - Ответить на вопрос: «Кто где нарисован?»;
- «Складывание разрезных картинок»;
- «Графический диктант»
4.Временные представления
Методики: - Разложить по порядку картинки по заданным темам
- Ответить на вопрос о частях суток, днях недели, месяцах, временах года и их последовательности
5.Мышление
Методики: - «Четвертый лишний»;
- «Классификация»;
- «Цветные матрицы Равена»;
- Понимание смысла сюжетных картин, рассказов, серии картин;
- «Парные аналогии»;
- Понимание метафор и смысла пословиц
6.Память
Методики: - «10 слов»;
- Методика опосредованного запоминания;
- Методика пиктограмм;
- Методика соотнесения механической и смысловой памяти
7.Внимание
Методики: - «Тест переплетенных линий»;
- «Корректурные пробы»;
- «Таблицы Шульте»
8.Общая и мелкая моторика
Методика: «Лабиринт»
9. Деятельность
Методика: - «Классификация геометрических фигур А.Я.Ивановой».
Используемые технологии сопровождения:
- углубленное индивидуальное обследование познавательных процессов детей;
- анализ особенностей развития познавательной деятельности детей, выявляемых в результате мониторинга;
- оценка уровня актуального развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;
- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;
- оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка
Методы и методики коррекции:
- словесные (объяснение, беседа, дискуссия);
- наглядные (дидактические игры, упражнения, задания);
- практические (дидактические и подвижные игры, упражнения, задания, рисование, конструирование, игры-соревнования, релаксация, пальчиковая и дыхательная гимнастика, физминутки)
Принципы:
- системность (единство диагностики, коррекции и развития);
- непрерывность;
- вариативность;
- цикличность построения занятий;
- рекомендательный характер оказания помощи;
- единство возрастного и индивидуального подхода;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитывающий характер учебного материала;
- активное воздействие на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей
Результативность программы:
В ходе реализации программы проводится отслеживание динамики развития познавательных процессов по результатам входной, промежуточной и итоговой диагностики. У участников образовательного процесса предполагается
положительная динамика развития:
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- преодоление трудностей в усвоении основной программы обучения;
- использование полученных занятий в повседневной жизни и в образовательном процессе
Использованная и рекомендуемая литература:
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - М.: Аркти 1999 г.
Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»- Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.
Локалова Н.В. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»- М.: «Ось-89», 2003 г.
Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении»- М.: «Ось-89», 2000г.