Методическое объединение для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов.
Тема: «Качество образования, качество жизни».
Сегодня мы живем в особый период – период интенсивных изменений среды. На людей обрушивается поток информации: научные открытия, информационные события в стране, мире; доступным становится любой объект, источник; отсутствие стабильности в экономике. Изменяется пространство и время, время сжимается, пространство расширяется, становится доступным любое расстояние посредством связи (телефоны, скайпы, интернет) дистанционно. Мы живем в информационную эпоху – эпоху неопределенности, в мире неуправляемых изменений. По сути, мы наблюдаем такой некий хаос, на фоне информационного стресса. (Катаклизмы в природе, угроза войны, новые требования к работе и т.д.) Как нам можно выжить в бесконечно меняющихся условиях?...
Основа наук – физика. У физиков есть понятие синергетика, основатель Хакен. Принцип синергетики – самоорганизация. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, но при этом вблизи особых критических точках бифуркациях, вблизи которых поведение системы становится неустойчивым. Что может означать, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий может изменить свое состояние. Этот переход характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Причем в основе, где положительных или отрицательных частиц больше, туда и будет формироваться порядок.
Выживание общества зависит от ценностей, которое общество исповедует. Какие у нас ценности в стране? Основа – нравственность, толерантность, социокультурные ценности, традиции (религия, наука). Судьба мира в руках каждого человека. Как вы думаете, какова роль школы в этом процессе? Для чего это необходимо?
Мы видим, как важна сегодня роль учителя в системе образования. Время требует подготовки специалиста нового качества. Сегодня обществу нужен не просто грамотный работник, но специалист – тактичный интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Задача образования состоит в том, чтобы научить человека умению учиться всю жизнь.
Какое-то время назад, традиционно перед школой стояла задача передать знания учащемуся, «научить на всю жизнь». Но знания заключаются не в воспроизведении чего-либо, а в понимании и умении применить на практике, другими словами пользоваться знаниями.
В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Учащийся находится в ситуации, когда он только слышит, читает, говорит об определенных областях знания, занимая позицию лишь воспринимающего. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.
Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.
Деятельностный подход к обучению осуществляется в интерактивных формах. Интерактивность технологий формирует устойчивую мотивацию к учению, которая позволяет развить потенциальные возожности всех участников процесса. Деятельностные интерактивные формы требуют постоянного размышления над происходящим. Без осознания учебно-познавательной деятельности не возникает и не может возникнуть необходимости что-либо познавать и понимать.
Образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.
Педагог-психолог Легкая Наталья Петровна.