МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»
Принято:
Педагогическим советом
Протокол от _______ № ___
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я ВЫБИРАЮ»
Авторы программы к.пс.н. А.Ф. Березин, к.пс.н. Н.Н. Березина
для обучающихся средней (полной) ступени
36 часов
Азовский район
2012 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Молодое поколение нашего района сталкивается с рядом проблем. А таких проблем выделяется очень много:
- быстрое распространение среди молодежи зависимых форм поведения (наркомании, алкоголизма, сектантства, игровых аддикций и т.п.);
- низкая мотивация юношей и девушек к обучению, и в итоге последние места в мировом рейтинге интеллектуального развития выпускников школ, следствием чего становится снижение конкурентоспособности наших школьников за рубежом;
- падение ценности семьи и деторождения;
- увеличение среди юношей и девушек различных форм психических нарушений и отклоняющегося поведения (в том числе суицидального) и др.
Перечисленные проблемы в силу их значимости для настоящего и будущего страны пытаются решить на разных уровнях: юридическом, экономическом, просветительском, образовательном. В сфере образования в связи с этим одним из приоритетных направлений работы является психолого-педагогическая профилактика различных форм деструктивного развития учащихся. Превенция зачастую становится единственно возможной формой помощи молодому человеку, если предупреждает его об опасности, помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях, а не обучает разрушительным формам жизнедеятельности. В сложившейся практике превентивной работы в настоящий момент существует два основных направления, которые четко прослеживаются в многочисленных программах. В одном случае учащихся призывают не употреблять наркотики и при этом дают подробнейшую инструкцию по их применению (рассказывается о составе, видах, способах применения, действии, вводятся сленговые слова и т.п.). В другом случае проводится работа по развитию и актуализации качеств и способностей, которые повышают резистентность человека в различных жизненных обстоятельствах.
В настоящее время психолого-педагогическая профилактика осуществляется в рамках следующих подходов: интеллектуального («Подумай, узнай информацию»), эмоционального («Это страшно и не так интересно»), поведенческого или навыкового («Скажи этому нет»), ЗОЖевского («Здоровый образ жизни намного лучше»), социального («Будь успешным, среди лучших») и т.п. Одним из наиболее сложных, но и самым эффективным, является ценностный подход, в рамках которого и разработана данная программа «Я выбираю».
Ценностный подход психопрофилактики отклоняющегося поведения старшеклассников, как показывает опыт педагогов-психологов и социального педагога МБОУ РЦД и К «Доверие», является актуальным и для учащихся нашего района, чем и определен выбор данной программы в работе нашего Центра.
Адресная направленность: старшеклассники в возрасте 14 – 18 лет.
Цель программы: повышение степени осознанности и самостоятельности жизненных выборов, совершаемых старшеклассниками.
Задачи программы:
- формирование убежденности в том, что любое поведение представляют собой акт выбора;
- формирование мотивации повышения уровня осознанности и личного участия в совершении жизненных выборов;
- освоение психологических приемов и техник, повышающих качество совершаемых выборов.
В основу данной программы были положены следующие концептуальные положения:
- только осознанные и самостоятельно принятые решения человека являются наиболее устойчивыми;
- любая форма поведения человека и любой его поступок представляют собой по психологической структуре акт выбора;
- понимание человеком психологических детерминант своих жизненных выборов способствует повышению их осознанности;
- осознанность выбора предопределяет принятие ответственности;
- понимание ответственности и сущности выбора в каждой конкретной жизненной ситуации позволяет прогнозировать его последствия;
- старшекласснику можно оказать помощь по осознанию своих выборов, что отразится на повышении уровня их субъектности на всех этапах дальнейшего жизненного пути.
Ожидаемые результаты: развитие и актуализация личностных качеств и способностей, которые повышают резистентность человека в различных жизненных обстоятельствах, осознанность и самостоятельность жизненных выборов, совершаемых старшеклассниками, открытие своего внутреннего мира.
Критерии эффективности: самостоятельность ответов, применение полученных во время занятий знаний, достаточный уровень рефлексивности вопроса, наличия позитивных ориентаций, понимание авторства, процесса и результативности выборов, практическая направленность, умение применить знания в беседе с младшими.
Содержание программы:
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.
Форма занятий: индивидуальная и групповая.
Длительность программы 36 часов. Каждый из 3-х разделов программы рассчитан на 12 часов. Сокращение занятий за счет увеличения количества часов на каждое из них нежелательно, так как каждое описанное в программе занятие посвящено отдельной теме, усвоение которой требует временных интервалов.
Программа «Я выбираю» состоит из трех взаимосвязанных разделов, каждый из которых представлен системой занятий. Характеристика разделов представлена в таблице.
Вопросы для рефлексии |
Цели занятий и предполагаемые результаты |
Основное содержание |
Раздел 1. Кто выбирает? |
||
Кто выбирает? С какой целью выбирает? Кто и что на меня влияет при выборе? Зачем мне это?
|
Развитие субъектной позиции в ситуациях жизненных выборов. Формирование психологических навыков рефлексии, самостоятельности и целесообразности выборов. Понимание ограничений самостоятельности в выборах. Рефлексия возможностей позитивного сотрудничества со взрослыми в ситуациях выборов. |
Анализ реальных жизненных выборов учащихся. Оценка их с позиции авторства. Присвоение и передача ответственности. Постановка и осознание целей. Со-выборы с родителями или другими значимыми взрослыми. Ограничения выборов старшеклассников (юридические, экономические, социальные, психологические, экзистенциальные) |
Раздел 2. Кому это нужно? |
||
Когда выбирают за меня? Кто такие манипуляторы? Как на меня можно воздействовать? Кому нужно, чтобы я стал наркоманом? Почему это меня так вдруг полюбил человек на улице? Что на самом деле нужно от меня моему приятелю? |
Получение представления о манипуляциях и целях воздействия на человека. Анализ личных зон риска. Умение отличать манипуляции от совместных выборов. Знания о типичных манипуляциях сектантов и распространителей наркотиков. Освоение правил безопасного поведения с ними. Распознавание скрытых манипулятивных посланий. Формирование представлений о линиях саморазвития как средства противостояния манипуляциям и дороги к самостоятельным выборам в жизни. |
Манипулятивное воздействие в ситуациях выборов (Кому это нужно?) на примере манипуляций сектантов и распространителей наркотиков. Рефлексивный анализ мишеней для манипуляций, целей манипуляторов и собственных зон риска. Схема безопасного поведения с сектантами, распространителями наркотиков и другими манипуляторами. Навыки переводов скрытых посланий. Основные линии саморазвития, позволяющие не стать жертвой манипуляций. Типичные примеры манипуляций в группе сверстников (анализ по целям и причинам). |
Раздел 3. Что мне предстоит выбрать? |
||
Какие важные выборы мне необходимо сделать в ближайшее время? Как я выбираю? Почему именно это выбираю? Какие следствия у моего выбора? Какие выборы в моей жизни главные? Как сделать нужный выбор в трудной жизненной ситуации? |
Рефлексия заданных возрастом и социальной ситуацией выборов. Ознакомление с процессуальными характеристиками выбора. Опыт рефлексии мотивов. Развитие умения прогнозировать результат. Повышение осознанности собственных мыслей и действий в ситуациях выборов. Психологический навык оценки ресурсов и условий в ситуациях выбора. Знакомство с возможностями выборов в трудных жизненных ситуациях. Оценка эффективности собственных стратегий и моделей поведения. Опыт психологической оценки ситуаций, ограничивающих возможности выбора. Рефлексия внутренних выборов и осознание их неограниченности внешними условиями. |
Возрастные задачи самоопределения как необходимость совершения выборов. Выборы в значимых жизненных ситуациях. Выбор профессии. Экзистенциальные выборы. Процессуальный анализ различных видов выборов (из опыта учащихся). Внутренние и внешние мотивы выборов. Анализ ресурсов при совершении выбора. Психологическое прогнозирование его следствий. Предопределенность и субъектность значимых жизненных выборов. Выборы в трудных жизненных ситуациях. Виды трудных жизненных ситуаций. Эффективные и неэффективные стратегии совладания и их выбор. Неограниченность внутренних выборов человека. |
Методические рекомендации
Реализация данной программы будет эффективной при условии использования методов проведения занятий, соответствующих возрастным особенностям аудитории и специфике содержания курса.
Старший школьный возраст в психологической науке предстает как возраст необходимости совершения человеком ряда жизненных выборов, которые он должен сделать осознанно, самостоятельно, и которые отразятся на его дальнейшей жизни. Кроме социальной заданности выборов, у юношей и девушек существует и внутренняя потребность принимать активное участие в проектировании своей дальнейшей жизни. Требование самостоятельности и признания личных прав в юношеском возрасте сохраняется, как и у подростка. Однако, повышение уровня рефлексивности своей жизни, большая погруженность в себя и снижение значимости сверстников существенно отличают этот период жизни.
Действительно, особо важные изменения в юности происходят в сфере самосознания, формирования Я-концепции. Юношеское самосознание характеризуется рядом признаков:
- вторичным процессом индивидуализации в социуме;
- нахождением грани между двумя субъективными реальностями: представлениями о себе и интериоризованными родительскими образами, что в крайних случаях может провоцировать уход в свой внутренний мир или асоциальное поведение;
- временной протяженностью самосознания, когда субъект впервые сталкивается с необходимостью осознания своего прошлого и составления планов на будущее;
- экзистенциальной тревогой, связанной с новым опытом, впервые сталкивающим его с трагическими аспектами бытия (в качестве личной драмы предстают утерянные детские иллюзии);
- окончательным формированием половой принадлежности.
Это завершающий этап становления взрослого самосознания, включающий в себя не простое соотнесение по внешним признакам с тем или иным полом, а интеграцию составляющих родовой принадлежности в рамках новой психической реальности. Акцент в осмыслении Я перемещается у старшеклассника с определения общих свойств и отличий от других на вопросы мировоззренческого порядка, социального и морального самоопределения. Главным психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира.
Открытие своего внутреннего мира предстает как радостное и одновременно драматическое переживание, а открытие несовпадения внутреннего и внешнего Я доставляет волнение и актуализирует проблему самоконтроля. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. В целом, юношеское самосознание носит характер усиления компонента эмоционального переживания субъектом своих личностных открытий.
Тема каждого занятия представлена в виде вопроса, который задается от имени учащегося. Такая формулировка позволяет реализовать субъектный подход в обучении и активизирует активную позицию учеников. Вопросы частично второго и полностью третьего разделов программы, как показывает опыт общения с учащимися данной возрастной группы и научные данные, представлены в их субъективной реальности и являются для них актуальными. Для педагога в тематическом плане каждая тема дополнена вторым названием, соответствующим проблеме занятия.
Отдельные элементы программы могут быть использованы педагогами при подготовке классных часов.
Занятия могут проводить педагоги-психологи, социальные педагоги. Отдельные элементы программы могут быть использованы педагогами при подготовке и проведении классных часов.
Каждый раздел программы предполагает обязательное заключительное занятие, на котором педагогом совместно с учащимися формулируются основные выводы как информативного, так и опытного характера. Данное занятие включает в себя диагностический компонент, реализуемый как в виде стандартных вопросов, так и в процессе решения психологических задач в моделируемых ситуациях выбора.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания и письменных ответов на контрольные вопросы. Диагностическим инструментарием являются бланки с вопросами для контроля знаний и творческих заданий.