ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района
Ростовская область, Азовский район, село Кагальник, ул.Свободы,40
8(86342) 38-9-17, факс: 8(86342) 38-9-17
arcpmss@azov-rcpmss.ru

Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района

МЕНЮ

Только семья обеспечивает самые приемлемые условия для развития и формирования личности ребенка, и только в семье происходит наиболее адекватная передача всего культурно-исторического опыта, накопленного человечеством, подрастающему ребенку.

Почему дети, оставшиеся без попечения родителей, часто испытывают эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие трудности в процессе своего развития, обучения и социализации?
Потому что потеря ребенком кровной семьи разрушительно влияет на его развитие и формирование его личности, т.к. приводит к повреждению его
привязанности к близкому взрослому.

 

 

Что чувствует ребенок, потерявший кровную семью?

(Этапы переживания детьми потери кровной семьи)

 

1.Отрицание

Главная особенность поведения ребенка на этом этапе состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго – либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения – «аффект тормозит интеллект»), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.

2.Стадия гнева и смешения чувств

Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:

а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.

б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеющим. Дети мо себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на «предавших» их родителе

На «разлучников» – милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей – как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.

г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. «Почему это случилось со мной?», «Я – плохой ребенок, со мной что-то не так», «Я не слушался родителей, плохо помогал им – и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.

д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, – в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

3. «Принятие». На этом этапе ребенок наконец-то примиряется с произошедшей ломкой его жизненного стереотипа, принимает потерю кровной семьи и проявляет признаки адаптации к новой семье (больше положительных эмоций, физической активности и интереса к жизни, сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом и т.д.) У ребенка начинает формироваться утраченное чувство защищенности.

Причины негативного поведения приемных детей

 

1) страх снова потерять семью (дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте);

2) попытки контролировать чувства к новым родителям (они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью);

3) процесс отреагирования утраты (вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться);

4) стереотип поведения в кровной семье (дети, таким образом, могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, свои представления о том, как надо себя вести);

5) проверка границ дозволенного (проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых).       

 

Как приемный ребенок адаптируется к новой семье?

1 стадия. «Идеализированные ожидания» – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу. Резко возрастает эмоциональная нагрузка на семью. Состояние эйфории, переживаемое в самом начале приема ребенка, быстро сменяется шоком.

«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже, и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это часто дает новый всплеск агрессивности, который может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. Объясняться подобное поведение может тем, что ребенок «проверяет» своих приемных родителей, по-своему диагностируя их возможность любить его и принимать его таким, какой он есть (и даже хуже). Можно говорить также и о том, что на данном этапе претерпевает серьезные изменения и вся картина мира ребенка. Из страха перед переменами ребенок бессознательно цепляется за свои устоявшиеся представления о себе и о возможном отношении к нему, несмотря на их негативный характер.

Наступает некое «Равновесие», которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее – «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была», и т.п. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и т.п. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний. Обычно дети с большим интересом и благодарностью воспринимают составление такой «Книги жизни», и это укрепляет их положительные отношения с воспитателями.

Семья начинает осознавать свою целостность(четвертая стадия). Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга – как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но в тоже время способен «принять» и кровную. Можно говорить о том, что интеграция ребенка в семью состоялась, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать (отождествлять) себя друг с другом. То есть местоимение «мы» уверенно произносится всеми членами семьи, а по выражению лиц и реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети.

 

 

{odnaknopka}{jcomments on}

Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE

Только семья обеспечивает самые приемлемые условия для развития и формирования личности ребенка, и только в семье происходит наиболее адекватная передача всего культурно-исторического опыта, накопленного человечеством, подрастающему ребенку.

Почему дети, оставшиеся без попечения родителей, часто испытывают эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие трудности  в процессе своего развития, обучения и социализации?

Потому что потеря  ребенком кровной семьи   разрушительно влияет на его развитие и формирование его личности, т.к. приводит   к повреждению его
привязанности к близкому взрослому.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наступает  некое «Равновесие», которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее – «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была», и т.п. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и т.п. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний. Обычно дети с большим интересом и благодарностью воспринимают составление такой «Книги жизни», и это укрепляет их положительные отношения с воспитателями.

Семья  начинает осознавать свою целостность(четвертая стадия). Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга – как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но в тоже время способен «принять» и кровную. Можно говорить о том, что интеграция ребенка в семью состоялась, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать (отождествлять) себя друг с другом. То есть местоимение «мы» уверенно произносится всеми членами семьи, а по выражению лиц и реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети.

http://ts2.mm.bing.net/images/thumbnail.aspx?q=1156478347393&id=f0243096b6d1acbc799d103541c51141&url=http%3a%2f%2fwww.photo-space.ru%2fphotos%2fbigpicture%2fd7fde125723cbbdef72b197d4c8bccbb-f3cd74eaf75c59af808da5e3d64f55b3.jpg

Как приемный ребенок адаптируется к  новой семье?

 

1 стадия. «Идеализированные ожидания» – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу. Резко возрастает эмоциональная нагрузка на семью. Состояние эйфории, переживаемое в самом начале приема ребенка, быстро сменяется шоком.

 

«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже, и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это часто дает новый всплеск агрессивности, который может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. Объясняться подобное поведение может тем, что ребенок «проверяет» своих приемных родителей, по-своему диагностируя их возможность любить его и принимать его таким, какой он есть (и даже хуже). Можно говорить также и о том, что на данном этапе претерпевает серьезные изменения и вся картина мира ребенка. Из страха перед переменами ребенок бессознательно цепляется за свои устоявшиеся представления о себе и о возможном отношении к нему, несмотря на их негативный характер.

 

 

Картинка 26 из 4539МБОУ Центр  Диагностики и Консультирования                                         «Доверие»Азовского района  Ростовской области

 

Что чувствует  ребенок,

потерявший кровную семью?

(Этапы переживания детьми потери кровной семьи)

 

1.Отрицание

Главная особенность поведения ребенка на этом этапе состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго – либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения – «аффект тормозит интеллект»), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.

 

2.Стадия гнева и смешения чувств

Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:

а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.

б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеющим. Дети мо себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на «предавших» их родителе

На «разлучников» – милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей – как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.

г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. «Почему это случилось со мной?», «Я – плохой ребенок, со мной что-то не так», «Я не слушался родителей, плохо помогал им – и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.

д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, – в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

3. «Принятие». На этом этапе ребенок наконец-то примиряется с произошедшей ломкой его жизненного стереотипа, принимает потерю кровной семьи и проявляет признаки адаптации к новой семье (больше положительных эмоций, физической активности и интереса к жизни,

сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом и т.д.) У ребенка начинает формироваться утраченное чувство защищенности.

 

http://ts2.mm.bing.net/images/thumbnail.aspx?q=1043253762573&id=eb3af1a39692be9ed793946fa8ac9c86&url=http%3a%2f%2fdeto4ka.com%2fuploads%2fposts%2f2011-03%2f1300205085_1.jpg

 

 

 

Причины негативного поведения приемных детей

1) страх снова потерять семью (дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте);

2) попытки контролировать чувства к новым родителям (они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью);

3) процесс отреагирования утраты (вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться);

4) стереотип поведения в кровной семье (дети, таким образом, могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, свои представления о том, как надо себя вести);

5) проверка границ дозволенного (проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со сторонывзрослых).

Добро пожаловать !

Специалисты нашего центра оказывают помощь участникам образовательного процесса Азовского района.

На нашем сайте Вы можете:

• получить информацию о видах психолого-педагогической и медико-социальной помощи в центре;

• ознакомиться с направлениями работы нашего центра;

• узнать какие специалисты работают в центре;

• ознакомиться со статьями специалистов центра;

• посмотреть тематические подборки статей и ответов специалистов на вопросы;

• прислать интересующие Вас вопросы на наш электронный адрес: arcpmss@azov-rcpmss.ru

Мы работаем

Понедельник-Пятница,

с 9:00 до 16:45 ,

перерыв с 12:00 до 12:30,

Суббота,Воскресенье - выходной.

 Звоните!

 

Запись на консультации и дополнительная информация

 телефон : 8(86342) 38-9-17.

 Мы обязательно ответим на ваши вопросы .

logo desktop

Популярные материалы

© 2024. МБУ ЦППМСП "Доверие".