Самое сильное желание, самая заветная цель работы специалистов по семейному устройству – помочь детям, оставшимся без попечения родителей стать счастливыми, обретя на всю оставшуюся жизнь семью. Именно этой цели посвящена их тонкая, выверенная, компетентная, эффективная и вдохновляющая работа. И, как ни обогащай свой профессиональный багаж новыми знаниями и навыками, методиками и подходами, основным инструментом работы специалиста по семейному устройству была и остается его собственная личность. Исследованию особенностей «точной настройки» и поддержания в отличной форме этого «инструмента» и посвящена данная статья.
Главные участники процесса семейного устройства - дети, оставшиеся без попечения родителей, абсолютно все пережили психологическую травму, а подчас, и насилие, жестокое обращение, депривацию в раннем возрасте и т.д. Ряд исследований, как отечественных, так и зарубежных, достаточно полно и широко освещают особенности последствия такого опыта для формирования личности ребенка, всех сфер его взаимодействия с внешним миром.
Обилие негативного опыта помещает детей, оставшихся без попечения родителей, в категорию «трудных» клиентов для психологов, социальных педагогов, врачей, дефектологов, педагогов и других специалистов, занимающихся семейным устройством и сопровождением принимающих семей. Помимо необходимости учета в работе специфики личностных особенностей детей, переживших психологическую травму и подбора определенных методов психологического воздействия, эта «трудность» включает и собственную психологическую реакцию специалиста на выдаваемый ребенком негативный «материал». В определенных ситуациях собственные ответные эмоции специалиста могут послужить барьером для эффективной, свободной, эмпатичной и творческой работы с детьми. По нашим наблюдениям, подчас, даже у хорошо «проработанных» психологов при соприкосновении с израненной душой лишившегося родителей ребенка, с колючим «букетом» его специфических личностных, поведенческих, эмоциональных особенностей возникает «сбой» в отлаженной системе профессионального взаимодействия специалист – ребенок. Кто-то испытывает повышенную жалость, кто-то – эмоциональную напряженность в работе с такими детьми, у кого-то преобладает сомнение (правильно ли выбрал методику воздействия, не наврежу ли?) и т.д. Явление переноса и контрпереноса в психологичеcком консультировании и психотерапии достаточно хорошо освещена в психологической и психотерапевтической литературе и не является предметом рассмотрения данной статьи. Однако необходимо отметить, что отслеживание специалистом своих собственных эмоций, возникающих в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и последующий анализ этих эмоций, мыслей, представлений, как самостоятельно, так и с помощью других специалистов - залог и предпосылка успешного поддержания себя в «рабочей форме».
Второй участник, вторая сторона процесса устройства ребенка в семью - кандидаты в приемные родители, в усыновители, в опекуны также подчас достаточно психологически травмированы. Например, по данным нашего Центра диагностики и консультирования (МБОУ РЦ ДиК «Доверие» Азовского района Ростовской области) подавляющее число обращающихся в Центр кандидатов в опекуны – родные тети, дяди, дедушки и бабушки детей, которых они берут под опеку. И судьба этих людей часто весьма непросты: их ближайшие родственники - кровные родители ребенка – либо погибли, либо находятся в местах лишения свободы, либо покончили жизнь самоубийством, либо лишены родительских прав ввиду асоциального образа жизни и т.д. Т.е. уровень психологической травмированности и выраженности посттравматических симптомов и у детей, и у их родственников - будущих опекунов очень высок. Такие клиенты и на стадии психологического обследования специалистом, и на стадии занятий в «Школе принимающего родителя», и на стадии дальнейшего психологического сопровождения принимающей семьи выдают обширную симптоматику посттравматического расстройства: эмоционально лабильны, легко плачут, склонны постоянно обсуждать свои семейные проблемы либо, напротив, замалчивают и избегают обсуждения, чрезмерно экспрессивно реагируют на подобные проблемы участников тренинга, склонны жестко отстаивать свою точку зрения и т.д.
Более здоровое, сбалансированное психологическое состояние обнаруживают приходящие в Центр приемные родители, которые не являются родственниками детей, за исключением тех, кто пережил утрату собственного ребенка и теперь решил принять в семью чужого, надеясь, таким образом, «вернуть смысл жизни».
Резюмируя вышесказанное, признаем тот факт, что работу специалиста по семейному устройству можно приравнять к работе в сложных условиях и с «особым», «трудным» контингентом. Специалист, занимающийся подобной работой, нуждается в особой подготовке и особом психологическом сопровождении, и чтобы быть эффективным, и чтобы избежать профессионального угасания и эмоционального выгорания.
Для сбора и анализа информации о состоянии данной подготовки и психологического сопровождения в бюджетных организациях нами было проведено анкетирование педагогов - психологов 12 организаций, занимающихся семейным устройством.
Наши коллеги отвечали на следующие вопросы:
- Если у Вас был опыт работы с другими клиентами (не детьми – сиротами и приемными родителями), чем отличается ваше поведение, самочувствие, настроение в Вашей нынешней работе?
- Какие методы психологической помощи (самопомощи) специалистам по семейному устройству, профилактике эмоционального выгорания вы применяете?
- Нужна ли специальная психологическая подготовка специалистов, работающих в сфере семейного устройства с целью поддержания их личных ресурсов, недопущения эмоционального выгорания и личностной деформации?
- Какова могла быть форма этой подготовки и психологического сопровождения в условиях бюджетной организации?
- Как, по-вашему, можно мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями к участию в психологической подготовке и психологическом сопровождении?
В ходе анкетирования получены следующие данные.
100% опрошенных утверждают - специальная психологическая подготовка специалистов, работающих в сфере семейного устройства с целью поддержания их личных ресурсов, недопущения эмоционального выгорания и личностной деформации нужна! Причем, специалисты видят следующие формы этой подготовки и сопровождения в условиях бюджетной организации: 33% опрошенных предлагают обсуждать специфику и особенности работы в сфере семейного устройства еще на этапе приема специалиста на работу; 25% хотят периодически прослушивать лекционный материал о специфике работы с данным контингентом (например, от руководителя ШПР); 83% предлагают регулярно повышать квалификацию вне своей организации. Участвовать в психологических тренингах предпочитают 58% специалистов, в супервизиях и интервизиях – 67%. 33% опрошенных выбирают индивидуальную работу с личным психологом из числа коллег, кому доверяют.
Участники анкетирования отметили важную роль самообучения, необходимость стажировок и приглашений специалистов других организаций на свою территорию для совместной работы в целях достижения хорошей психологической подготовки. Особо педагоги-психологи отметили важность проведения психологической подготовки специалистами, имеющими личный опыт работы с участниками процесса семейного устройства («желательно, специалистов ШПР») и курсовой характер этой подготовки.
Также, по мнению опрошенных, для профилактики эмоционального выгорания и личностной деформации особое место в психологической подготовке специалиста по семейному устройству нужно отвести овладению навыками «рефлексии своего состояния и своей ресурсности».
Если судить по количеству вариантов ответов, коллег особо заинтересовал вопрос «Какие методы психологической помощи (самопомощи) специалистам по семейному устройству, профилактике эмоционального выгорания Вы применяете?» На него участники анкетирования ответили следующим образом: подавляющее большинство – 75% - используют самоанализ и собственную рефлексию. Такое же количество – 75% опрошенных заявили, что в целях оптимизации работы и профилактики эмоционального выгорания прибегают к интервизии (представлению и обсуждению психологической работы в группе коллег, равных по опыту, статусу). 58% «лечит и вдохновляет» природа, 42 % черпают силы и поддержку в собственной семье. Для многих (50%) ресурсным источником является радость творчества, по 33% опрошенных черпают психологическую помощь в супервизии и в общении с друзьями. Прослушивание музыкальных произведений считают хорошим способом психологической поддержки и профилактики выгорания 25 % опрошенных. Наконец, каждый четвертый специалист по семейному устройству регулярно «прорабатывает» собственные проблемы с личным психологом.
Кроме того, по мнению педагогов – психологов, среди доступных средств и методов психологической помощи, профилактики эмоционального выгорания в условиях бюджетной организации - «разумная нагрузка», «соблюдение режимных моментов (в т.ч., обед)», «гибкий график», «плановое обучение», «ратация кадров или смена задачи каждые 5 лет», «соблюдение временных рамок» в работе с клиентами и снижение количества принимающих семей, находящихся на сопровождении у одного специалиста
Часть коллективов применяют в качестве психологического сопровождения специалистов корпоративы и совместные «выходы в свет» - походы в театр, на природу и т.д., другие проводят «тренинги для разгрузки». Согласно ответам, присутствует в жизни коллег и занятия спортом, и походы в баню, что говорит о заботе «душеведов» не только своем психологическом, но и физическом здоровье. Есть и такая традиция у наших коллег – «устраивать маленький праздник в отделе по окончании каждого серьезного мероприятия».
Анализируя отличия работы с участниками процесса семейного устройства и работы с другими клиентами, не из этой сферы, специалисты отметили настоятельную необходимость получения специальных знаний о данном контингенте, непрерывное обновление имеющихся у них средств и методов работы, обмен опытом с другими специалистами, работающими с принимающими семьями. Вероятно, сами по себе все эти активности и являются одними из лучших способов психологической подготовки и психологического сопровождения не только специалистов по семейному устройству, но и представителей всех профессий, работающих с людьми. Кроме того, участники анкетирования предлагают «организовывать встречи с коллегами из других служб СФУ» в качестве пространства, «где можно обсуждать проблемы, пути решения, т.е получать профессиональную и эмоциональную поддержку коллег («Я не одинок»)».
Согласно данным анкетирования, большинство опрошенных (58 %) считают, что мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями, к участию в психологической подготовке и психологическом сопровождении должно руководство учреждения, причем путем настоятельного побуждения сотрудников «регулярно повышать квалификацию». 50% коллег считают, что осуществлять это надо уже на этапе приема специалиста на работу: обговаривать специфику работы, предлагать комплекс поддерживающих мероприятий, разъяснять, что повышение квалификации способствует подержанию психологического здоровья специалиста, профилактике эмоционального выгорания, которому подвержены все работающие в сфере психологического консультирования и помощи. Также 50% коллег считают, что участвующим в поддерживающих мероприятиях и регулярно повышающим свою квалификацию сотрудникам руководство должно доплачивать, тем самым стимулируя коллектив. Четверть опрошенных педагогов-психологов предложили приглашать специалистов «со стороны» для проведения лекций о методах устранения профессионального выгорания, способах самоподдержки и т.д., чтобы мотивировать персонал применять это по отношению к себе.
Порадовал факт наличия заботы психологов – управленцев о своих подчиненных. «Мне, как руководителю отдела, Важно отслеживать эмоциональное состояние специалистов, вовремя оказывать необходимую помощь, предлагать супервизию, «держать руку на пульсе»,- пишет одна из опрошенных педагогов-психологов.
По мнению участников анкетирования, барьером к осуществлению психологической подготовки и, особенно, психологического сопровождения специалистов является… регулирование их работы «должностными инструкциями и управленческими моментами», поскольку «рабочая неделя психолога 36 часов и администрация ставит задачу и отслеживает, что психолог делает в свое рабочее время». Поэтому, как предлагает другой опрошенный, стоит обращаться к руководству с обоснованным предложением «предоставлять специалистам методические дни в рабочей неделе для самообразования, саморазвития, супервизии и общения с коллегами вне места работы».
Участвовавшие в анкетировании коллеги с сожалением отмечают, что с учетом недостатка финансирования бюджетных организаций и маленьких окладов работающих в них специалистов по семейному устройству, средства и методы психологического сопровождения тех, кто осуществляет процесс семейного устройства (своевременная психологическая помощь, регулярные мероприятия по профилактики эмоционального выгорания и профессионального угасания и т.д.) на практике часто ограничиваются «общедоступными», как то: поход на природу, общение с друзьями и т.д. По этой же причине, по мнению участников анкетирования, и супервизия специалистам часто доступна «только с коллегами по работе».
Кроме того, плановое повышение квалификации работников предусматривается лишь 1 раз в 5 лет. Поэтому, как признают участники анкетирования, особую значимость для своевременной подготовки и профилактики профессионального выгорания специалистов по семейному устройству приобретают проекты, финансируемые за счет пожертвований, в частности, проекты Детского Фонда «Виктория», предоставляющие прекрасную возможность специалистам в процессе участия не только интегрировать и обогатить свои личностные и профессиональные ресурсы, но и «исцелиться» от признаков эмоционального выгорания.
Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные и обобщив предложения коллег по оптимизации работы специалистов по семейному устройству в части их психологической подготовки и психологического сопровождения, предлагаем:
- Включить психологическую подготовку и психологическое сопровождение в систему подготовки кадров сферы семейного устройства.
- Особое внимание данной подготовки и сопровождения уделить обучению специалистов навыкам самоанализа, собственной рефлексии и интервизии (как самым «работающим» методам и средствам психологической помощи (самопомощи) специалистам).
- Использовать дистанционные методы для супервизии трудных случаев и непрерывного психологического сопровождения специалистов по семейному устройству.
- Мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями к постоянному самообразованию, повышению квалификации, обмену опытом с коллегами для профилактики эмоционального выгорания, профессионального угасания и повышению «качества» работы в сфере семейного устройства.
- В целях развития и поддержки данного направления подготовки специалистов по семейному устройству выпустить методический сборник по психологической подготовке и психологическому сопровождению специалистов сферы защиты детства.
Надеемся, что освещение результатов проведенного нами исследования послужит задаче мотивирования и сотрудников, и руководства, и всех заинтересованных сторон -участников процесса семейного устройства к разработке, организации, финансированию, проведению комплекса мероприятий по психологической подготовке и психологическому сопровождению специалистов, работающих с принимающими семьями, а также к непосредственному полноценному участию в этих мероприятиях всех практикующих специалистов сферы защиты детства. Что, несомненно, приведет к сохранению, усилению и обогащению имеющихся у них внутренних ресурсов.
Мы уверены, что это положительно отразится на «качестве» нашей совместной работы и послужит достижению общей цели специалистов по семейному устройству – обретению детьми, оставшимся без попечения родителей, полноценной семьи и профилактике вторичного сиротства.
Ерещенко Светлана Владимировна,
педагог-психолог МБОУ РЦ ДиК «Доверие»
(Азовский район Ростовской области).
Практические аспекты подготовки и психологического сопровождения
специалистов по семейному устройству.
Самое сильное желание, самая заветная цель работы специалистов по семейному устройству – помочь детям, оставшимся без попечения родителей стать счастливыми, обретя на всю оставшуюся жизнь семью. Именно этой цели посвящена их тонкая, выверенная, компетентная, эффективная и вдохновляющая работа. И, как ни обогащай свой профессиональный багаж новыми знаниями и навыками, методиками и подходами, основным инструментом работы специалиста по семейному устройству была и остается его собственная личность. Исследованию особенностей «точной настройки» и поддержания в отличной форме этого «инструмента» и посвящена данная статья.
Главные участники процесса семейного устройства - дети, оставшиеся без попечения родителей, абсолютно все пережили психологическую травму, а подчас, и насилие, жестокое обращение, депривацию в раннем возрасте и т.д. Ряд исследований, как отечественных, так и зарубежных, достаточно полно и широко освещают особенности последствия такого опыта для формирования личности ребенка, всех сфер его взаимодействия с внешним миром.
Обилие негативного опыта помещает детей, оставшихся без попечения родителей, в категорию «трудных» клиентов для психологов, социальных педагогов, врачей, дефектологов, педагогов и других специалистов, занимающихся семейным устройством и сопровождением принимающих семей. Помимо необходимости учета в работе специфики личностных особенностей детей, переживших психологическую травму и подбора определенных методов психологического воздействия, эта «трудность» включает и собственную психологическую реакцию специалиста на выдаваемый ребенком негативный «материал». В определенных ситуациях собственные ответные эмоции специалиста могут послужить барьером для эффективной, свободной, эмпатичной и творческой работы с детьми. По нашим наблюдениям, подчас, даже у хорошо «проработанных» психологов при соприкосновении с израненной душой лишившегося родителей ребенка, с колючим «букетом» его специфических личностных, поведенческих, эмоциональных особенностей возникает «сбой» в отлаженной системе профессионального взаимодействия специалист – ребенок. Кто-то испытывает повышенную жалость, кто-то – эмоциональную напряженность в работе с такими детьми, у кого-то преобладает сомнение (правильно ли выбрал методику воздействия, не наврежу ли?) и т.д. Явление переноса и контрпереноса в психологичеcком консультировании и психотерапии достаточно хорошо освещена в психологической и психотерапевтической литературе и не является предметом рассмотрения данной статьи. Однако необходимо отметить, что отслеживание специалистом своих собственных эмоций, возникающих в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и последующий анализ этих эмоций, мыслей, представлений, как самостоятельно, так и с помощью других специалистов - залог и предпосылка успешного поддержания себя в «рабочей форме».
Второй участник, вторая сторона процесса устройства ребенка в семью - кандидаты в приемные родители, в усыновители, в опекуны также подчас достаточно психологически травмированы. Например, по данным нашего Центра диагностики и консультирования (МБОУ РЦ ДиК «Доверие» Азовского района Ростовской области) подавляющее число обращающихся в Центр кандидатов в опекуны – родные тети, дяди, дедушки и бабушки детей, которых они берут под опеку. И судьба этих людей часто весьма непросты: их ближайшие родственники - кровные родители ребенка – либо погибли, либо находятся в местах лишения свободы, либо покончили жизнь самоубийством, либо лишены родительских прав ввиду асоциального образа жизни и т.д. Т.е. уровень психологической травмированности и выраженности посттравматических симптомов и у детей, и у их родственников - будущих опекунов очень высок. Такие клиенты и на стадии психологического обследования специалистом, и на стадии занятий в «Школе принимающего родителя», и на стадии дальнейшего психологического сопровождения принимающей семьи выдают обширную симптоматику посттравматического расстройства: эмоционально лабильны, легко плачут, склонны постоянно обсуждать свои семейные проблемы либо, напротив, замалчивают и избегают обсуждения, чрезмерно экспрессивно реагируют на подобные проблемы участников тренинга, склонны жестко отстаивать свою точку зрения и т.д.
Более здоровое, сбалансированное психологическое состояние обнаруживают приходящие в Центр приемные родители, которые не являются родственниками детей, за исключением тех, кто пережил утрату собственного ребенка и теперь решил принять в семью чужого, надеясь, таким образом, «вернуть смысл жизни».
Резюмируя вышесказанное, признаем тот факт, что работу специалиста по семейному устройству можно приравнять к работе в сложных условиях и с «особым», «трудным» контингентом. Специалист, занимающийся подобной работой, нуждается в особой подготовке и особом психологическом сопровождении, и чтобы быть эффективным, и чтобы избежать профессионального угасания и эмоционального выгорания.
Для сбора и анализа информации о состоянии данной подготовки и психологического сопровождения в бюджетных организациях нами было проведено анкетирование педагогов - психологов 12 организаций, занимающихся семейным устройством.
Наши коллеги отвечали на следующие вопросы:
- Если у Вас был опыт работы с другими клиентами (не детьми – сиротами и приемными родителями), чем отличается ваше поведение, самочувствие, настроение в Вашей нынешней работе?
- Какие методы психологической помощи (самопомощи) специалистам по семейному устройству, профилактике эмоционального выгорания вы применяете?
- Нужна ли специальная психологическая подготовка специалистов, работающих в сфере семейного устройства с целью поддержания их личных ресурсов, недопущения эмоционального выгорания и личностной деформации?
- Какова могла быть форма этой подготовки и психологического сопровождения в условиях бюджетной организации?
- Как, по-вашему, можно мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями к участию в психологической подготовке и психологическом сопровождении?
В ходе анкетирования получены следующие данные.
100% опрошенных утверждают - специальная психологическая подготовка специалистов, работающих в сфере семейного устройства с целью поддержания их личных ресурсов, недопущения эмоционального выгорания и личностной деформации нужна! Причем, специалисты видят следующие формы этой подготовки и сопровождения в условиях бюджетной организации: 33% опрошенных предлагают обсуждать специфику и особенности работы в сфере семейного устройства еще на этапе приема специалиста на работу; 25% хотят периодически прослушивать лекционный материал о специфике работы с данным контингентом (например, от руководителя ШПР); 83% предлагают регулярно повышать квалификацию вне своей организации. Участвовать в психологических тренингах предпочитают 58% специалистов, в супервизиях и интервизиях – 67%. 33% опрошенных выбирают индивидуальную работу с личным психологом из числа коллег, кому доверяют.
Участники анкетирования отметили важную роль самообучения, необходимость стажировок и приглашений специалистов других организаций на свою территорию для совместной работы в целях достижения хорошей психологической подготовки. Особо педагоги-психологи отметили важность проведения психологической подготовки специалистами, имеющими личный опыт работы с участниками процесса семейного устройства («желательно, специалистов ШПР») и курсовой характер этой подготовки.
Также, по мнению опрошенных, для профилактики эмоционального выгорания и личностной деформации особое место в психологической подготовке специалиста по семейному устройству нужно отвести овладению навыками «рефлексии своего состояния и своей ресурсности».
Если судить по количеству вариантов ответов, коллег особо заинтересовал вопрос «Какие методы психологической помощи (самопомощи) специалистам по семейному устройству, профилактике эмоционального выгорания Вы применяете?» На него участники анкетирования ответили следующим образом: подавляющее большинство – 75% - используют самоанализ и собственную рефлексию. Такое же количество – 75% опрошенных заявили, что в целях оптимизации работы и профилактики эмоционального выгорания прибегают к интервизии (представлению и обсуждению психологической работы в группе коллег, равных по опыту, статусу). 58% «лечит и вдохновляет» природа, 42 % черпают силы и поддержку в собственной семье. Для многих (50%) ресурсным источником является радость творчества, по 33% опрошенных черпают психологическую помощь в супервизии и в общении с друзьями. Прослушивание музыкальных произведений считают хорошим способом психологической поддержки и профилактики выгорания 25 % опрошенных. Наконец, каждый четвертый специалист по семейному устройству регулярно «прорабатывает» собственные проблемы с личным психологом.
Кроме того, по мнению педагогов – психологов, среди доступных средств и методов психологической помощи, профилактики эмоционального выгорания в условиях бюджетной организации - «разумная нагрузка», «соблюдение режимных моментов (в т.ч., обед)», «гибкий график», «плановое обучение», «ратация кадров или смена задачи каждые 5 лет», «соблюдение временных рамок» в работе с клиентами и снижение количества принимающих семей, находящихся на сопровождении у одного специалиста
Часть коллективов применяют в качестве психологического сопровождения специалистов корпоративы и совместные «выходы в свет» - походы в театр, на природу и т.д., другие проводят «тренинги для разгрузки». Согласно ответам, присутствует в жизни коллег и занятия спортом, и походы в баню, что говорит о заботе «душеведов» не только своем психологическом, но и физическом здоровье. Есть и такая традиция у наших коллег – «устраивать маленький праздник в отделе по окончании каждого серьезного мероприятия».
Анализируя отличия работы с участниками процесса семейного устройства и работы с другими клиентами, не из этой сферы, специалисты отметили настоятельную необходимость получения специальных знаний о данном контингенте, непрерывное обновление имеющихся у них средств и методов работы, обмен опытом с другими специалистами, работающими с принимающими семьями. Вероятно, сами по себе все эти активности и являются одними из лучших способов психологической подготовки и психологического сопровождения не только специалистов по семейному устройству, но и представителей всех профессий, работающих с людьми. Кроме того, участники анкетирования предлагают «организовывать встречи с коллегами из других служб СФУ» в качестве пространства, «где можно обсуждать проблемы, пути решения, т.е получать профессиональную и эмоциональную поддержку коллег («Я не одинок»)».
Согласно данным анкетирования, большинство опрошенных (58 %) считают, что мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями, к участию в психологической подготовке и психологическом сопровождении должно руководство учреждения, причем путем настоятельного побуждения сотрудников «регулярно повышать квалификацию». 50% коллег считают, что осуществлять это надо уже на этапе приема специалиста на работу: обговаривать специфику работы, предлагать комплекс поддерживающих мероприятий, разъяснять, что повышение квалификации способствует подержанию психологического здоровья специалиста, профилактике эмоционального выгорания, которому подвержены все работающие в сфере психологического консультирования и помощи. Также 50% коллег считают, что участвующим в поддерживающих мероприятиях и регулярно повышающим свою квалификацию сотрудникам руководство должно доплачивать, тем самым стимулируя коллектив. Четверть опрошенных педагогов-психологов предложили приглашать специалистов «со стороны» для проведения лекций о методах устранения профессионального выгорания, способах самоподдержки и т.д., чтобы мотивировать персонал применять это по отношению к себе.
Порадовал факт наличия заботы психологов – управленцев о своих подчиненных. «Мне, как руководителю отдела, Важно отслеживать эмоциональное состояние специалистов, вовремя оказывать необходимую помощь, предлагать супервизию, «держать руку на пульсе»,- пишет одна из опрошенных педагогов-психологов.
По мнению участников анкетирования, барьером к осуществлению психологической подготовки и, особенно, психологического сопровождения специалистов является… регулирование их работы «должностными инструкциями и управленческими моментами», поскольку «рабочая неделя психолога 36 часов и администрация ставит задачу и отслеживает, что психолог делает в свое рабочее время». Поэтому, как предлагает другой опрошенный, стоит обращаться к руководству с обоснованным предложением «предоставлять специалистам методические дни в рабочей неделе для самообразования, саморазвития, супервизии и общения с коллегами вне места работы».
Участвовавшие в анкетировании коллеги с сожалением отмечают, что с учетом недостатка финансирования бюджетных организаций и маленьких окладов работающих в них специалистов по семейному устройству, средства и методы психологического сопровождения тех, кто осуществляет процесс семейного устройства (своевременная психологическая помощь, регулярные мероприятия по профилактики эмоционального выгорания и профессионального угасания и т.д.) на практике часто ограничиваются «общедоступными», как то: поход на природу, общение с друзьями и т.д. По этой же причине, по мнению участников анкетирования, и супервизия специалистам часто доступна «только с коллегами по работе».
Кроме того, плановое повышение квалификации работников предусматривается лишь 1 раз в 5 лет. Поэтому, как признают участники анкетирования, особую значимость для своевременной подготовки и профилактики профессионального выгорания специалистов по семейному устройству приобретают проекты, финансируемые за счет пожертвований, в частности, проекты Детского Фонда «Виктория», предоставляющие прекрасную возможность специалистам в процессе участия не только интегрировать и обогатить свои личностные и профессиональные ресурсы, но и «исцелиться» от признаков эмоционального выгорания.
Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные и обобщив предложения коллег по оптимизации работы специалистов по семейному устройству в части их психологической подготовки и психологического сопровождения, предлагаем:
- Включить психологическую подготовку и психологическое сопровождение в систему подготовки кадров сферы семейного устройства.
- Особое внимание данной подготовки и сопровождения уделить обучению специалистов навыкам самоанализа, собственной рефлексии и интервизии (как самым «работающим» методам и средствам психологической помощи (самопомощи) специалистам).
- Использовать дистанционные методы для супервизии трудных случаев и непрерывного психологического сопровождения специалистов по семейному устройству.
- Мотивировать специалистов, работающих с принимающими семьями к постоянному самообразованию, повышению квалификации, обмену опытом с коллегами для профилактики эмоционального выгорания, профессионального угасания и повышению «качества» работы в сфере семейного устройства.
- В целях развития и поддержки данного направления подготовки специалистов по семейному устройству выпустить методический сборник по психологической подготовке и психологическому сопровождению специалистов сферы защиты детства.
Надеемся, что освещение результатов проведенного нами исследования послужит задаче мотивирования и сотрудников, и руководства, и всех заинтересованных сторон -участников процесса семейного устройства к разработке, организации, финансированию, проведению комплекса мероприятий по психологической подготовке и психологическому сопровождению специалистов, работающих с принимающими семьями, а также к непосредственному полноценному участию в этих мероприятиях всех практикующих специалистов сферы защиты детства. Что, несомненно, приведет к сохранению, усилению и обогащению имеющихся у них внутренних ресурсов.
Мы уверены, что это положительно отразится на «качестве» нашей совместной работы и послужит достижению общей цели специалистов по семейному устройству – обретению детьми, оставшимся без попечения родителей, полноценной семьи и профилактике вторичного сиротства.
Ерещенко Светлана Владимировна,
педагог-психолог МБОУ РЦ ДиК «Доверие» (Азовский район Ростовской области).