Дисграфия является частичным расстройством письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
К специфическим ошибкам письма относятся
1. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия
Замены и смешения:
• глухих – звонких согласных (в сильной позиции согласного звука)
«деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);
• твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме)
«конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);
• заднеязычных согласных (к-х, г-х)
«мохнуть» (мокнуть);
• свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ)
«скола» (школа), «нещёт» (несёт);
• аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ)
«чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
• сонорных согласных (р-л)
«ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
• смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю);
«лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый).
2. Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).
«пишёл» (пришёл), «акать» (лакать), «рябна» (рябина);
«кинга» (книга), «лимана» (малина); «весена» (весна)
3.Ошибки в написании графически сходных букв.
• Оптические
(о-е, с-е, у-д);
• Кинетические
(и-у, п-т, м-л, б-д);
• Зеркальность.
Если, просмотрев рабочие тетради ребенка, заметили специфические ошибки, обращайтесь за помощью к логопеду.
Помогите своему ученику стать успешным!!!
Составила учитель-логопед Мыльникова Т.А.