Релаксационные упражнения для мимики лица
1) Сморщив лоб, подняв брови (удивляюсь), расслабим его. Совсем расслабим. Постараемся сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты.
2) Нахмуриваемся (сержусь) — расслабляем брови (а это мне до лампочки).
3) Расширяем глаза (страх, ужас) — расслабляем веки (лень, хочется подремать).
4) Расширяем ноздри (вдыхаю запах, вдыхаю страстно) — расслабляем.
5) Зажмуриваемся (ужас, конец света) — расслабляем веки (ложная тревога, отбой).
6) Сузим глаза («китаец задумался») — расслабим.
7) Поднимем верхнюю губу, сморщивая нос, (презрение) — расслабляем.
8) Оскаливаем зубы («африканская» ярость) — расслабляем щеки и рот.
9) Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабляем. Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.
Упражнения для глаз
1) Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (этими движениями легко успокоить и усыпить ребенка).
2) Сядем напротив стены на расстоянии 2—5 м. Наметим на стене 2 точки, одна под другой на расстоянии 50 см. Переводим взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
3) Созерцание точки с расстояния 5 м в теч. 10—20 мин — один из йоговских приемов отдыха.
4) Сведем взор внутрь и кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько упражнений — и появится легкое головокружение и сонливость.
Психогимнастика
Игра «Веселая пчелка»
Вдох свободный, на выдохе звук «З-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на руку, на ногу.
Учит детей направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
Игра «Остров плакс»
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание (3—5 мин.).
Происходит насыщение крови кислородом.
Игра «Холодно-жарко»
Подул холодный северный ветер—дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками (2—3 раза). Напряжение и расслабление мышц туловища.
Игра «Шарик»
Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.
Игра «Шалтай-болтай»
Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают.
Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай-балтай Сидит на стене, Шалтай-балтай Свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.
Игра «Зернышко»
Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает ножки-корешки и ручки-росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.
Йога в игре
Поза «змеи»
«Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево-вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.
«Собачка»
Исходное положение: упор на руках и ногах. Ягодицы подняты вверх. Собачка лает, виляет хвостиком. Во время виляния хвостиком ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение. Исходное положение. Встать на колени, опираясь прямыми руками о пол, колени слегка расставлены, руки на ширине плеч. Опустить таз на ноги, голову прижать к груди, расслабиться.
«Кошечка увидела собачку»
Ребенок встает в исходное положение, затем, опустив голову, выгибает спину, живот, шипит, возвращается в исходное положение.
Улучшает состояние поясничного отдела, позвоночника и мышц живота, согревает. Если поза «кошечки» выполнена из положения «руки согнуты в локтях», то улучшает состояние грудного отдела.
«Левушка»
И. П. Сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами. «Лев ищет добычу» — ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в и. п., то же в правую сторону.
«Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки). Глаза смотрят вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). Повторить 2-4 раза.
Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.
Дыхательная и звуковая гимнастика
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1) Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз).
2) Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
3) Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцем по крыльям носа.
4) Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «r-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.
5) Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6) Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
7) Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8) Несколько раз зевнуть и потянуться.
Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
«Покорители космоса» Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету:
1) Полет на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.
2) Полет на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
3) Полет к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение легкости, радости.
4) На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.
«Гудок парохода»
Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1— 2 сек., с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). «Полет самолета»
Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа звук направляется к голове, при посадке звук направляется к туловищу. Регулирует кровяное давление ребенка. Учит дыханию в заданном направлении по представлению. «Упрямый ослик»
Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те Начинают кричать «и-а», «и-а», «и-а».
Что же ты хочешь, мой милый «и-а»? Сена, лепешек или молока? «Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
Звуки «и» укрепляют связки. Люди, страдающие храпом, излечиваются.
«Плакса»
Ребенок «плачет» со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»?
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После чего «плакса» перестает «плакать» и дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.