Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Цель: снизить тревожность у детей дошкольного возраста.
Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.
Объект: дети старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.
Задачи:
- Повысить значимость каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
- Научить выражать свои чувства и понимать чувства других.
- Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Научить владеть собой в определенных ситуациях.
Форма работы – групповая.
Всего 11 занятий.
Цикл включает в себя 11 занятий по 30 минут. Возможно повторения в течение занятия упражнений других тренировочных блоков с целью закрепления игровых приемов, а также воздействия на различные стороны психики.
На наш взгляд, работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
1) повышение самооценки - надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Играть в «Я дарю тебе…»,
«Комплименты».
2) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях - избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.
3) снятие мышечного напряжения- упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.
Правила работы с тревожными детьми.
Поскольку некоторые тревожные дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачей, «попасть впросак», то для осуществления работы необходимо соблюдать следующие правила:
• Учет эмоционального опыта ребенка;
• Учет успешности его деятельности, осознание и переживание успехов – неуспехов, результатов деятельности;
• Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время.
• Не сравнивать ребенка с окружающими.
• Чаще использовать телесные контакты, упражнения на релаксацию.
• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
• Чаще обращаться к нему по имени.
• Демонстрировать образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
• Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
• Быть последовательными в воспитании ребенка.
• Стараться делать ребенку меньше замечаний.
• Использовать наказание в крайних случаях.
• Не унижать ребенка, наказывая его.
А главное: помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе.
Составила педагог-психолог Черножукова Н.Г.