Сенсорное воспитание:
развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Задачи сенсорного воспитания:
- развитие поисково- ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка);
- обеспечение усвоения детьми систем сенсорных эталонов;
- включение в деятельность уже сформированных образов восприятия.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно- отсталого ребенка.
Методы обучения:
- действия по образцу;
- выбор по образцу;
- действия по подражанию;
- «жестовая» инструкция;
- совместные действия взрослого и ребенка.
Все занятия по сенсорному воспитанию должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом.
Формы работы:
Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладами и др.), дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами. Занятие может также проходить в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например, лото. При этом предметы должны быть крупными, яркими, красочными.
На первом году обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания.
Учить воспринимать свойства и качества предметов (игрушек).
Игры: «Запомни, куда положили мяч», «Куда спрятался мишка?», «Найди колокольчик», «Где твой домик?» и др.
Научить пользоваться методом проб:
« Прокати шарик», «Спрячь игрушку».
Узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», « достань такую же игрушку», «Что в мешочке?»
Сличение одинаковых предметов по цветовому признаку: «Найди цветок для бабочки», «Спрячь мышку в свой домик», «Привяжи ленточку к своему шарику»
Развитие слухового восприятия и слухового внимания: «Что гудит?», «Кто
там?», На чем играл зайка?», «Кто как кричит?», «Кто в гости пришел?» и др.
Пользование речью.
На втором году обучения важным направлением в работе является обучение детей дифференцированному восприятию внешних свойств предметов, формирование умения учитывать воспринимаемые свойства предметов в разнообразной деятельности.
Запоминание предметов и их свойства и качества (практическое примеривание)
Формирование ориентировки на цвет:
«Помаши своим платочком», « Собери свои лепестки», «Посади матрешку в свой вагончик» и др.
На третьем году обучения учим детей действиям по образцу и анализу несложного образца.
Формирование зрительной ориентировки на форму, величину, цвет,
пространственные отношения между предметами, целостное восприятие предметов и их изображений (научить пользоваться проверочными действиями – наложением и приложением, выполнять задания по образцу, и по речевой инструкции).
Продолжать обучение сравнению звуков, формированию умения находить их сходства и различия, определять
местонахождение и направление движения звука и его источника.
На четвертом году обучения – формирование у детей целостных, систематизированных представлений о внешних свойствах предметов на основе обобщения образов восприятия и создание системных образов-представлений о предметах окружающей действительности.
Выбор по образцу и группировка предметов по одному признаку (величине, цвету, форме).
Выделение признака самостоятельно.
Формирование обобщающих представлений о предметах, явлениях окружающей действительности в совокупности их звуковых характеристик.
Действие в соответствии со звуковыми сигналами и шумами.